Последний год перед поступлением ребенка в школу приносит много тревог его родителям. За этот достаточно долгий срок некоторые мамы и папы пытаются изучить со своим сыном или дочерью программу первого класса. Однако делать подобное ни к чему. Лучше убедиться в том, что ребенок обладает достаточной психологической зрелостью для обучения в школе. Почему же так необходимо определить готовность ребенка к школе в самом начале обучения, а еще лучше – до поступления в школу? Что же такое «готовность к школе»? Для чего это нужно знать родителям? Попробуем в этом разобраться.
Что нового возникает в жизни ребенка с того момента, как он,
вооружившись ранцем и букетом цветов, отправляется в школу?
1. Ребенок переходит к систематической учебной деятельности. В дошкольном
возрасте ведущей деятельностью является игра. Нужно заметить, что
поступление ребенка в школу не означает отказа от игр, т.к. по-прежнему
значительную часть своего времени первоклассник уделяет именно им.
2. Возникают отношения «ученик — учитель». Они требуют от первоклассника
принятия роли ученика, т.е. умения слушать и выполнять указания учителя.
3. Приобретается статус ученика. Школа воспринимается им как символ
дальнейшего развития. А что разовьет в себе, чего достигнет, пребывая в ее
стенах, — во многом зависит от нас, взрослых.
Школьная готовность — это комплексное явление, включающее в себя
интеллектуальную, психологическую и социальную готовность.
Интеллектуальная готовность ребенка к школе заключается в определенном
кругозоре, запасе конкретных знаний, в понимании основных
закономерностей, развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные
операции анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между
явлениями и событиями. К 6-7 годам ребенок должен знать:
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка – это мама отца или матери. Иными словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и своем ближайшем окружении.
Личностная готовность ребенка к школе заключается в формировании у него готовности к принятию новой социальной позиции школьника — положения школьника. Позиция школьника обязывает занять иное, по сравнению с дошкольником, положение в обществе, с новыми для него правилами. Эта личностная готовность выражается в определенном отношении ребенка к школе, к учителю и учебной деятельности, к сверстникам, родным и близким, к самому себе.
Волевая готовность заключается в способности ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, режим школьной жизни. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца. Сначала взрослые с помощью слова регулируют поведение ребенка, потом, усваивая практически содержание требований взрослых, он постепенно начинает с помощью собственной речи регулировать свое поведение, делая тем самым существенный шаг вперед по пути волевого развития. После овладения речью слово становится для детей не только средством общения, но и средством организации поведения. Одним из центральных вопросов воли является вопрос о мотивационной обусловленности тех конкретных волевых действий и поступков, на которые человек способен в разные периоды своей жизни.